Непредсказуемость в новом свете
Регистрация
Переход к обучению





 Сайт для трейдеров, начинающих, и не только, не желающих больше терять свои деньги ... 
          Для полного доступа на сайт Вам необходимо авторизоваться    
    

    Непредсказуемость в новом свете

       Моя заметка на тему - предсказуем, или нет, Форекс, вызвала реакцию уважаемого трейдера с ником - SLos. 
      Судя по числу подписчиков заметок в журнале FxMag, SLos является авторитетом. Он дал мне подробный и аргументированный ответ в своем блоге, который вел в журнале. С полной версией его ответа вы можете познакомиться сами: «Ответ Fan…"
( http://slos1.fxmag.ru/4598/otvet_fan_na_ego_kommentarii_na_moi_mify_i_zabluzhd_1/) .

    Мне, в свою очередь, пришлось также уточнять свою позицию. Ниже дан, с мелкими исправлениями и дополнениями, мой ответ SLos. Этот ответ стал продолжением нашего разговора о непредсказуемости рынка Форекс.

       
      ОБЩИЕ ВОПРОСЫ, которые мы задаем себе, кажутся какими-то надуманными. 
    «Предсказуем ли рынок. Или не предсказуем? Как это далеко, и вы сами товарищ, от «реальной» жизни! Вы лучше скажите, если успешно торгуете, какие индикаторы используете!»
   
    А в ответ я говорю – если вы не усвоите этих общих вопросов, то индикаторы, уровни, каналы, мувинги, и прочие подробности, вам не помогут. Все это - бантики и рюшечки в которые наряжена наша торговля.
    Как например, если нет понимания законов электричества - опасно вам подходить к проводам. И не важно, в каких цветных нарядах и тапочках вас понесут от этих проводов. А вот если вы знаете, что электричество может быть для вас смертельно опасным, то тогда тапочки у вас будут не только приятного цвета, но и обязательно резиновыми. Чтобы от проводов отойти своими ногами.

     Предсказуем или непредсказуем рынок? Мне кажется - этот вопрос для трейдера также очень важен. И в общем плане, и в деталях. Буду вас убеждать в этом. Нам нельзя пренебрегать законами рынка. Также, как и электрику, важно знать законы электричества, чтобы долго, и счастливо, работать в этой профессии. 
      
    На заданный вопрос и мою заметку SLos отвечает: «Соглашусь, но отчасти». В своем ответе он опирается на авторитет Ларри Вильямса (самый признанный и популярный технический аналитик последних трех десятилетий), который сравнивает рынок «с походкой пьяного моряка, идущего к конкретной цели - в пивной бар».

        Замечательное сравнение. Запоминается.
        Т.е., рынок непредсказуем, признает Вильямс, а вместе с ним и SLos.
        Но…, как-то понарошку. Моряк выписывает траекторию своего пути к бару зигзагами, но ...        
        до своей цели все равно доберется! 
   
   Это сравнение рынка с пьяным моряком поможет и мне рассказать вам более доходчиво о непредсказуемом Форексе.

       Но для усиления рассказа, я скажу в самом начале: 
   
   – рынок не только однозначно непредсказуем,
         он непредсказуем в квадрате!
         И не отчасти, не понарошку!

        Поскольку надо ответить «глубже», сделаем сравнение «шире».

    Представьте себя уже не моряком, а капитаном, в подчинении которого находится этот пьяный моряк. Ваша задача провести судно по расписанию от одного порта к другому. Именно за это вы получаете вознаграждение. Судно приплыло в порт, моряки разбрелись по кабакам, а вы ждете их обратно. Без моряков вы не сможете плыть дальше.
  Наконец, у моряков 
кончились деньги, из кабаков и пивнушек их выпроваживают.
   Куда пойдут моряки? На корабль. Зигзагами. Цель ясна, только путь, и время, за которое они доберутся до места, неопределенно.
   Непредсказуемость есть, но вам не страшно. Вы капитан терпеливый. Знаете - никуда они не денутся, рано или поздно придут на корабль. Вот она модель рынка по Вильямсу.

     Вы только не знали, что город (рядом с портом, где стоит ваш корабль), решил стать городом коммунистической морали. И всех своих проституток из города выгнал. А они перебрались в порт.

   Они и раньше там были. Но в умеренном количестве.
   При избытке проституток пьяный моряк – легкая добыча. И вот, вместо плюс - минус полчаса по времени, моряков на корабле нет! Загуляли они без границ в объятиях красавиц.

   Нет, не всех моряков нет, кто-то доплелся. Но чтобы выйти в море, вам команды не хватает. Вам надо плыть, у вас сроки. Вы принимаете решение - хоть и с убытком, но двинуться дальше.

     Новый порт, новый сход команды на берег. И все бы было хорошо, но в этом городе на днях из тюрем по амнистии выпустили воров и бандитов.
    И опять пьяный моряк – легкая добыча. Есть у него деньги или нет, разберемся потом, а сейчас в кусты его, и по голове дубинкой!
     А вы опять ждете моряков, и некоторые так и не дойдут до корабля. Хотя должны!

   На остатках команды (а, может быть, и депозита) вы продолжаете решать поставленную задачу. Плывете в следующий порт.
   
   А теперь… В этом городе какой-то "сборщик" металлолома в темных переулках собрал все крышки от канализационных люков. И туда, ночью, падают пьяные моряки и ломают ноги.
   
   Принцип вам понятен. Есть две случайности (а может быть и больше), которые не связаны между собой. И получается, что наши предсказания не сбываются.
    Ни к сроку, ни позднее, моряков на корабле нет. А ведь должны бы доплестись (по Вильямсу), заразы.
     И никакой уверенности, что в следующем порту ситуация будет лучше.

  "Железная" уверенность - моряки дойдут до цели - превращается в гадание, и уже в ту самую (не понарошку), а настоящую непредсказуемость.
  

   Заметьте, одна непредсказуемость (зигзаги, неопределенное время возвращения, и т.д. по "Вильямсу") усилилась другой случайностью. Эта, первая - хорошая, «мягкая» непредсказуемость. С которой еще можно было как-то справиться. Просто подождать чуть больше, и все моряки соберутся на корабле.
   
А вот вторая случайность, в комбинации с первой, сделала эту общую непредсказуемость уже новой, и совсем другой.
   
   С комбинацией двух случайностей «договориться» уже так просто не удастся. Для вас, как для капитана, этот вариант является уже полным кошмаром. Предсказать ничего невозможно! В каждом порту новенькое - новые варианты 
случайностей, или пакостей с моряками!    

   Вы теперь можете и сами придумать неожиданное, что может случиться с моряками в следующем порту. Моряки ДОЛЖНЫ (по Вильямсу) придти на корабль. Но где-то по дороге пропадают. Вы, если будете капитаном, будете также продолжать считать, что с ними ничего, и никогда, не случиться? Все будет по Вильямсу - дойдут..., хоть и зигзагами.        
      Команды у вас нет. Не доплывете вы до места назначения. И недолго вы будете капитаном, е
сли будете так продолжать думать, и действовать

   Замечу теперь, это не мое мудрое прозрение - что сегодняшние рынки устроены сложнее, чем это принято думать. Принято до некоторого времени господствующими теориями, подходами, да и существующей практикой. Именно в это время, и с таким подходом писал свои книжки несомненный авторитет  - Л.Вильямс. Для многих трейдеров его авторитетное мнение авторитетно и сегодня. Это же признанный классик трейдинга! 

   Но только сейчас время наступило другое. Появилась новое ЗНАНИЕ. И не потому, что кому-то было скучно. И не потому, что рынки стали другими. Слишком часто случались финансовые катастрофы вопреки теориям "эффективного рынка". Хотя за эту теорию Юджин Фам - автор теории, стал нобелевским лауреатом :-). Эти провалы, и не стыковки с теорией, заставили людей думать - не все объясняет эффективный рынок Ю.Фама. Надо искать новое. 
   
  То, что выше написано про моряков и капитана, это для вас мое вольное изложение кусочка фрактальной теории рынков гениального Бенуа Мандельброта. Причем всех современных рынков - и валютных и фондовых, и товарных, и еще каких вы хотите. И непредсказуемости, царящей на этих рынках. Именно он предложил это новое, революционное.

  
   
По теории Мандельброта разница между рынками есть, но она не принципиальна. Как в нашем примере - немножко ближе кабак к кораблю, матросов возвратится больше. Но и только! Проститутки, бандиты, и другие напасти, всегда будут. Повезет, плывем дальше. Не повезет - тогда "приплыли". И выгонят с позором вас из капитанов.
    А если взять большой срок, то обязательно будет и большой провал. Ситуации все время разные, они изменяются, а мы все время теряем, теряем, и теряем свою команду! В
езет только иногда, и главное - недолго!
 
    Узнаете свою торговлю? Предсказать ничего в принципе (!) невозможно. Есть только иллюзия этого. А по сути - чистые гадания! На кофейной гуще. Теория Вильямса слишком примитивна в свете новых знаний, чтобы сегодня на этой основе строить свою торговлю. 

     А что делать нам? Давайте пофантазируем дальше. Я как капитан, начинаю думать. Главное, я осознал – опасность не доплыть очень реальна! Но я не прячу голову в песок, не опускаю руки. Теперь нужно придумать что-нибудь для решения проблемы. Вариантов много.
   
   В этой игре вы тоже можете предложить свой вариант, если поняли исходные условия.
   А я, как капитан, решаю - не буду я сидеть на корабле. и ждать пьяных моряков, смирю свою гордость. Поеду прямо к кабаку. И буду, как только пьяный моряк вышел наружу, сразу же его «отлавливать». И, в заготовленный автобус. Соберу их всех, и поплывем точно по расписанию.


     Вы знаете, я только что рассказал вам один из принципов моей торговой системы. Вырвалось, как то. Еще один принцип, и все «секреты» моей торговли будут раскрыты!
     
   
 Вы не очень поняли? Но про детали торговли мы будем говорить в наших уроках. А сейчас я хотел показать вам на примере, что зная немного больше о непредсказуемости, и ее составляющих, можно не долго думая, подобрать и какие-то контрмеры. Или, правильные действия, которые позволят в целом решить задачу. Как это сделал капитан, решив не ждать, а действовать по иному.
  Правильные действия, если мы понимаем, что такое рынок, помогут и нам самим 
справиться с Форексом. Непредсказуемым Форексом. И это надо признать, как в общем, так и в частностях. Когда мы поймем общие принципы, суть рынка, детали уже будут действительно деталями. Какой автобус взять, в какой цвет его покрасить, какую "бибику" ему поставить для оповещения моряков, что вы рядом, это уже мелочи. 

    Для нас из этого «общего», вроде совсем далекого от торговли разговора, «вылезло» что-то очень важное и нужное для успешной торговли.
    Во-первых, прогнозы полностью отменяются. Нельзя сидеть и ждать, когда моряк придет сам на корабль. Надо в нужный момент с автобусом быть у дверей кабака, чтобы перехватить матроса. А дождавшись его выхода, не зевать. Иначе он завернет (конечно же, зигзагом), за угол. И так с каждым матросом, без исключения. Или будешь капитаном без моряков (и без депозита).
   А во-вторых - есть всегда и другие варианты, и мы можем их всегда придумать, опираясь на ПРАВИЛЬНОЕ понимание основ рынка.

    У вас могут быть, и будут наверняка, другие взгляды и принципы торговли. Только в одном я уверен – если вы не будете правильно представлять, что это за штука – непредсказуемость рынка, то ваши торговые принципы ломаного гроша не будут стоить. 

   Раньше все было по Вильямсу. Теперь есть Мандельброт. Кто из них главнее и "правее"? И тот, и другой. Потому, что бывает по всякому. Бывает, и по Вильямсу рынок идет. Но наши проблемы объяснил Мандельброт. Поэтому давайте будем уважать и того, и другого.
   
   А я представляю себе такое. Сижу я в гостях у моего коллеги SLos. Пьем чай, и кое-что покрепче. С удовольствием разговариваем на разные трейдерские темы. И вижу я, что на стенке у него с большим портретом 
Ларри Вильямса в рамке приколот кнопками рядом маленький портрет Мандельброта. 

     И стало мне вдвойне приятно. И конечно, не только от выпитого…

Продолжение